Заметка «Аэрофлот» требует через суд от бывшего замглавы компании Глушкова более $122 млн

Николай Глушков //Фото: «Коммерсант»

Савеловский суд Москвы начал рассматривать дело бывшего первого заместителя гендиректора «Аэрофлота» Николая Глушкова, обвиняемого в хищениях у компании более $122,6 млн. По версии следствия, хищения стали возможны потому, что Глушков вместе с деловым партнером Борисом Березовским убедил руководство «Аэрофлота» получать валютные займы и другие платежи через контролируемую ими компанию-агента Forus.

Как отмечает «Коммерсант», процесс по делу Николая Глушкова проходит в заочном режиме — после четырехлетнего рассмотрения заявления россиянина ему было предоставлено в Великобритании политическое убежище. В его выдаче России властями этой страны было отказано.

Как следует из материалов расследования, вступив в сговор со своим деловым партнером Борисом Березовским, в 1996 году господин Глушков убедил руководство госкомпании «Аэрофлот» взять у европейских банков крупные займы, якобы необходимые авиаперевозчику для финансового оздоровления. Затем полученные деньги злоумышленниками были похищены. Как следует из обвинительного заключения, схема хищения действовала с 1 апреля 1996 года по 9 апреля 1999 года. Для ее реализации Борис Березовский, которого следствие считает руководителем преступной группы, сначала добился назначения Николая Глушкова замгендиректора «Аэрофлота», а тот, «преследуя корыстные интересы», навязал гендиректору компании Евгению Шапошникову в качестве финансового агента швейцарскую компанию Forus. При этом подсудимый, говорится в деле, скрыл от своего руководителя, что они вместе с господином Березовским являются совладельцем компании-агента. Помимо этого, говорится в обвинительном заключении, Николай Глушков, пользуясь своим служебным положением, направил в авиакомпании SAS, KLM, JAL и British Airways письмо с требованием осуществлять платежи за пролет над российской территорией не в «Аэрофлот», а в Forus. Проценты, полученные агентом по этим сделкам, следствие считает похищенными у «Аэрофлота», который признан потерпевшей стороной. Общий ущерб от действия фигурантов следствие оценивает почти в $400 млн, или более 3 млрд руб. по среднему курсу на период времени, когда совершалось преступление.

 Одним из первых свидетелей судом будет допрошен бывший генеральный директор авиакомпании, зять экс-президента России Бориса Ельцина Валерий Окулов, занимающий сейчас пост заместителя министра транспорта РФ.

Это уже второе уголовное дело о хищении средств «Аэрофлота», по которому проходит обвиняемым господин Глушков (в целом расследование заняло уже два десятка лет). В 2006 году тот же Савеловский суд Москвы приговорил его, а также бывшего главного бухгалтера «Аэрофлота» Лидию Крыжевскую и экс-главу Финансовой объединенной корпорации (ФОК) Романа Шейнина к двум годам лишения свободы условно каждого. Все трое были признаны виновными в хищении у «Аэрофлота» почти 215 млн руб. В обоих делах фабула обвинения во многом повторяется, но в первом случае речь шла о переводе валютной выручки авиакомпании в швейцарскую фирму «Андава», также подконтрольную господам Глушкову и Березовскому. Тогда следствие и суд пришли к выводу, что из перечисленных на счета «Андавы» $252,4 млн на личных счетах фигурантов незаконно оказалось $10 млн. В рамках первого расследования швейцарская прокуратура в мае 2000 года, тесно сотрудничавшая с российскими коллегами, передала им дополнительную информацию по этому делу. 7 декабря 2000 года господин Глушков был арестован, а год спустя пытался совершить побег из больницы, куда он был переведен из СИЗО для прохождения курса лечения. Подсудимого задержали буквально у ворот больницы, а в его обвинение добавилась статья УК о попытке побега. Примечательно, что организатором неудавшейся акции, по мнению следствия, являлся соратник Бориса Березовского Андрей Луговой, ставший впоследствии депутатом Госдумы. Чуть позже господин Луговой был осужден за это на год два месяца лишения свободы.

Комментируя журналистам свое второе уголовное дело, Николай Глушков назвал его «тухлым» и выразил уверенность, что оно, как и первое, закончится вынесением ему обвинительного приговора. Дав понять, что уголовный процесс в Савеловском суде его не интересует, господин Глушенков отметил, что сосредоточен на разбирательстве с «Аэрофлотом», которое назначено в Высоком суде Лондона 27 февраля 2017 года. В своем иске российская компания требует от него уплаты $122,6 млн. Отметим, что если по делу господина Глушкова в России будет вынесен обвинительный приговор, то истец сможет использовать его в качестве доказательства своей позиции в британском суде. В 2011–2012 годах «Аэрофлоту» не удалось взыскать с господина Глушкова в Лондоне $100 млн.

Вчера в «Аэрофлоте» лишь подтвердили, что в настоящее время авиакомпания «вовлечена в гражданские процессы в Лондоне по искам против господина Глушкова и других соответчиков о возмещении «убытков, понесенных в результате мошеннических действий» и подала иск к подсудимому. От более подробных комментариев в авиакомпании уклонились.

Подготовил Денис Твердов